Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Орловская средняя общеобразовательная школа-детский сад" Раздольненского района Республики Крым

  






Из опыта работы

    Изучение опыта работы многих учителей показало, что среди разнообразных образовательных технологий наиболее часто востребованы:

·        Проблемная;

·        Проектная;

·        Модульная и модульно-блочная;

·        Развивающее обучение;

·        Интерактивное обучение;

·        Технология критического мышления;

·        Информационные технологии.

     Все они личностно-ориентированы, в них осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучению каждого ученика, а так же обучение в сотрудничестве. И если каждое из указанных направлений образовательных технологий интегрировано в той или иной степени между собой в учебном процессе в целом, то постепенно, естественно вытесняя традиционные методы и формы работы, удается выработать наиболее оптимальный подход к организации учебного процесса, обеспечивающего подготовку выпускника школы к самостоятельной жизни в быстро меняющемся обществе.

      Я в своей работе по преподаванию физики  и природоведения использую многие из перечисленных образовательных технологий. Элементы развивающего обучения очень часто использую на уроках в 7-8 классах. Для этих целей использую учебник А.Л.Камина и А.А. Камина «Развивающее обучение, Физика 7-8 классы». Примерно один урок в каждой теме в 9-10-х классах – это урок-диспут, урок-семинар, урок с элементами дискуссии – все это интерактивные технологии.

     Информационные технологи: преподаватели физики в своей работе большое внимание уделяют научному эксперименту. Они справедливо считают, что качество и практическая подготовка учащихся напрямую зависят от качества эксперимента. Ведь демонстрация опытов – это активный целенаправленный процесс, во время которого учитель управляет чувствами учеников и на их основе укрепляет понятия и убеждения. В наше время существует большое количество ППО (педагогическое программное обеспечение), которые можно успешно использовать в процессе обучения физики. Ведь во время урока не всегда можно демонстрировать натуральные объекты и явления. Некоторые явления или вещества опасны для здоровья (испарение ртути, радиоактивные вещества); некоторые объекты имеют очень большие (космический корабль, шлюзы) или очень маленькие размеры (кристаллическая решетка, молекула). Некоторые демонстрации невозможно выполнить из-за отсутствия необходимого оборудования. Здесь нам на помощь приходят «Виртуальные лабораторные работы».

     Особое внимание в своем выступлении я хочу обратить на проектную технологию. Он был предложен и разработан в 20-е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.

     В основе метода проектов лежит:

·        Развитие познавательных умений и навыков учащихся;

·        Умение ориентироваться в информационном пространстве;

·        Умение самостоятельно конструировать свои знания;

·        Умение интегрировать знания из различных областей науки;

·        Умение критически мыслить.

     Проектное обучение активизирует деятельность учеников, так как оно:

·        Личностно-ориентировано;

·        Самомотивируемо, и как результат, у учеников, по мере выполнения работы, возрастает степень увлеченностью ею;

·        Позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

·        Приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты (продукт) своего собственного труда.

 

Типология проектов:

·        Исследовательские;

·        Творческие;

·        Информационные;

·        Практико-ориентированные;

     По количеству участников:

·        Личностные;

·        Парные;

·        Групповые.

     Этапы работы над проектом:

·        Подготовительный;

·        Планирование работы;

·        Исследовательская деятельность;

·        Результаты и выводы;

·        Представление готового продукта;

·        Оценка процесса и результатов работы.

     Работу над проектами мы с ребятами начинаем с 5 класса на уроках природоведения. Многие проекты ребят за последние 5 лет вылились в МАНовские работы:

1.     Для чего врачу физика?

2.     Физика и строительство.

3.     Альтернативные источники энергии.

4.     Физика и сельское хозяйство.

5.     Этапы освоения космоса и др.

     Вот уже 5 лет мы с ребятами принимаем участие в конкурсах Эколого-натуралистического центра Крыма. Наши проекты «Школьный сад» и «Парад цветов возле школы» уже второй год занимают призовые места. Работу над проектами мы с ребятами продолжим и в следующем году.

 
Нравится